Первые барабаны в «Мастерской здоровья человека» сделал...
глухонемой гончар. В это трудно поверить, но факт остается фактом.
Самый первый барабан энтузиастам привезли из Питера. Американский, фирменный,
он стоил приличных денег. Вообще, минимальная стоимость барабана — четыре
тысячи рублей, и если создавать школу, то требуются солидные вложения.
Организаторов это не остановило, потому что они решили играть на самодельных
инструментах.
Руководитель школы барабанов Марина Ерофеева разыскала в нашем городе
гончара, который согласился изготовить керамические формы.
— Мне сказали, что дядя Миша — самый лучший гончар, несмотря на свой восьмидесятилетний
возраст. Я поехала делать заказ, не зная, что гончар — глухонемой, не
умеющий читать и писать. Мало того, «переводчик», понимавший дядю Мишу,
куда-то уехал, и мне пришлось самой на пальцах объяс нять, что же нужно
изготовить. Видите, эти барабаны формой напоминают вазы. У нас их шесть
таких, — поясняет Марина.
Глухонемой гончар, удивляясь необычности заказа, сделал... шесть ваз без
дна. Потом, когда понял, что от него требуется, — еще двадцать керамических
форм. Эти внешне уже напоминали барабаны.
Получив формы, Марина столкнулась с новой проблемой — в Самарской области
не нашлось специалиста, который бы обтянул барабаны качественной кожей.
Спасибо, подсказал знакомый художник:
— Вместо кожи можно использовать льняную ткань, покрытую определенным
составом.
Попробовали — получилось. У барабанов такое необычное звучание, что музыканты
и первые слушатели пришли в восторг. Их не смущало, что ткань недолговечна
(хватает месяца на два). Главное было в другом — веселый дух и «магия»
барабанов не оставили безучастными людей разных возрастов, социального
уровня и даже религий.
Сейчас в распоряжении музыкантов около пятидесяти барабанов разных народов
мира. Есть, например, бонги. Это небольшие афро-кубинские барабаны, соединенные
деревянной перегородкой. Есть конги — бочкообразные африканские инструменты,
часто используемые в латиноамериканской музыке. Есть думбек — арабский
барабан в виде бокала, есть тамтам, который придумали американские индейцы.
Часть барабанов привезли из-за границы, часть — из Москвы, а часть...
из Самары. С самарскими вышла занимательная история. Случайно Марине Ерофеевой
на глаза попалась одна из тольяттинских газет, точнее, фотография. Там
на фоне больших барабанов сидел известный в прошлом саксофонист Юрий Каграманов,
создавший на ВАЗе эстрадный оркестр. В свободное время Юрий Ашотович делал
музыкальные инструменты: конги, бонги, зарбы, реко-реко, кляйвес, чокколо.
Марина разыскала старого мастера, который передал последнюю партию этнических
барабанов. Потом участники «Школы барабанов мира» создали шоу и выступали
на фестивалях, в клубах, на местном телевидении. Все, кто слышал их ритмы,
— в восторге. Неслучайно барабанщики получили грант фондов «Молодежь —
архитектор будущего Тольятти» (ФиаБанк),
«Общественный фонд Тольятти».
Сегодня «Школа барабанов мира» решила создать несколько групп, в том числе
детских. Приглашаются все желающие играть на барабанах. Планируется также
создать группу из инвалидов.
— Наша школа использует в своей основе простой принцип для объединения
дошкольной, школьной и молодежной среды через игру. При работе с детьми,
отстающими в развитии, используем известный метод воздействия работы через
кончики пальцев на умственные способности. Метод работы с трудными подростками
базируется на раскрытии через ритм творческих возможностей с одновременным
освобождением от негативных затаенных эмоций и расстройств, которые являются
причинами всех дальнейших проступков и зачастую «сопровождают» ребят во
взрослой жизни. Вообще, о барабанах я могу говорить много. Это приобщение
к творческой сипе, способной помочь обнаружить собственную индивидуальность
каждого отдельного участника, а также способствующей развитию духа сотрудничества.
Это приглашение для изучения себя и мира no-новому, это приглашение изучать
мир ритма и звука ежедневно. Вы можете не стать знаменитым барабанщиком,
но получите возможность общаться и чувствовать себя хорошо. Лучше приходите
к нам и почувствуйте связь времен. Барабан — это первый инструмент, который
появился на земле и который заложил основу музыкального развития всего
человечества, — подчеркнула Марина Юрьевна.