Центр
|
Cущности барабанщиков ! Люди Мэри ! Люди Тайи ! Люди warmy ! Каграманов Люди - Каграманов Статья Зои Петровой о Юрии Ашотовиче Каграманове, опубликованная в газете "Домашнее Обозрение". Юрий Ашотович Каграманов. Во времена, теперь уже очень далекие, я восхищалась им как музыкантом, саксофонистом, одним из немногих в нашем городе, "разговаривающим с Богом". Теперь, по прошествии трех десятков лет, я вновь восхищаюсь им, но уже по-другому - его человеческими качествами, образом жизни, а в последнее время еще и мужеством. Но все по порядку и, как водится, с самого начала. В город наш в году шестидесятом привел его неожиданный звонок друга. Тот звонил в Баку из Тольятти, откровенно хвастаясь своей причастностью к стройке века. Юрий Ашотович тоже возжелал "причаститься" и вскоре выехал в Тольятти на ... мотоцикле! Сегодня даже представить трудно, чтобы Каданников лично принимал каких-то заезжих незнакомцев, а тогда, не поверите, сам Поляков, генеральный директор ВАЗа, долго разговаривал с молодым музыкантом, убеждавшим его, что автозаводу и вообще новому городу позарез необходим оркестр "как у Эдди Рознера"! В конце концов, Виктор Николаевич, очарованный наивностью и авантюризмом молодого человека, дал добро: быть на ВАЗе джаз-оркестру! Каграманов, как на крыльях, летел назад в Баку на своем мотоцикле. Уговорил жену быстро собрать вещи. Мало того, повез за собой в Тольятти еще четырех музыкантов. Остальных стал искать на заводе и в городе. Набралось 22 энтузиаста, знающих в какой-то мере музыкальную грамоту и умеющих играть на инструментах, и этот "эстрадный оркестр" всем составом зачислили в механосборочный цех (тогда широко практиковалась система "подснежников"). Вскоре звонкий, подвижный, молодой оркестр, в котором было целых пять саксофонов, четыре тромбона, четыре трубы и ритм-группа, узнали и полюбили сначала на заводе, потом в городе и даже за его пределами. Каграманов был в нем и руководителем, и аранжировщиком, и композитором! Только за два года они дали 476 концертов! Были лауреатами городских фестивалей, а потом дважды - Куйбышевского джаз-фестиваля. Но не всем нравились эти музыкальные победы, "богемная", как многим казалось, жизнь. В общем, в семьдесят третьем году "подснежникам" было предложено занять свои рабочие места или освободить цех. За станки вернулись немногие. Остальные, почувствовав вкус творческой жизни, ушли - кто руководителем самодеятельных коллективов, кто в ресторан, кто вообще уехал из города. Каграманов упирался, как мог. В ресторан ему, настоящему музыканту, каким он себя всегда считал, идти было как-то стыдно. Еще учась в Бакинском музыкальном училище, а затем в консерватории, студенты клялись друг другу, скорее забросить саксофон на крышу, чем пойти играть в ресторан. Собрав нескольких своих друзей, он сколотил небольшую мобильную группу, которая нашла приют в третьем комплексном общежитии ВАЗа. Снова начались репетиции, концерты, гастроли. А еще через некоторое время неуемный Каграманов задумывает первый в городе конкурс певцов - "Красивые голоса". Всю организацию его, разумеется, берет на себя. Конкурс проходил в кинозале третьего комплексного общежития, который не смог вместить в себя всех пришедших зрителей. Поэтому на следующий, 1974, год новый конкурс проходил уже в самом большом в то время ДК "50-летия Октября" (сегодня это театр "Колесо"). И снова почти вся организационная работа - на Каграманове. И снова полный зал. Праздник, что и говорить, удался. И все-таки, все-таки... Юрий Ашотович "скатывается" до ресторана. Семью-то кормить надо. Без настроения играет, халтурит сначала в "Волге", потом - в новом кафе "Лада". А потом вдруг совсем исчезает из города. Прямо в Москву держит путь амбициозный музыкант, и его без прописки, без протекции берут в Московское объединение ансамблей. С саксофоном и флейтой он - желанный музыкант в джаз-оркестрах Утесова, Кадерского, Лундстрема, Силантьева. Снова концерты, гастроли... Семья оставалась в Тольятти, и Каграманов старался хотя бы раз в месяц заглянуть домой. Не скрывает Юрий Ашотович, что в Москве ему не удалось
избежать участи играть в ресторанах. Пусть в первоклассных, изысканных,
со "своей" публикой, но все-таки кабаках. Но Юрию Ашотовичу требовалось "перекантоваться" несколько месяцев до пенсии, и он решил работать, не обращая ни на кого внимания. И тут происходит невероятное. Очевидно, свежий взгляд человека со стороны помогает ему увидеть недочеты в организации труда. В результате у него набирается аж семнадцать рацпредложений и руководству ничего не остается, как присвоить ему звание "Лучший по профессии". Сейчас Каграманов рассказывает об этом со свойственным ему юмором, а тогда, конечно, был чрезвычайно горд тем, что утер нос не верившим в него. В положенный срок Юрий Ашотович ушел на заслуженный отдых. Непривычно было ему слоняться по дому без дела, постоянно натыкаясь на какого-то седого дядьку в зеркале. Руки чесались по работе. Настоящей, творческой. И он стал делать... барабаны. Однажды, в далеком шестьдесят седьмом, в составе эстрадного
оркестра радио и телевидения Азербайджана он побывал на Кубе и восхитился
ударными инструментами той страны. И вот, спустя десятилетия, это восхищение
проснулось, дало импульс творчеству. Но и барабанов Каграманову скоро стало мало, и он начинает мастерить небольшие (на 10-20 литров) сувенирные бочонки для вина: на подставках, с краниками, в виде мини-баров. Что и говорить, если человек талантлив, то талантлив во многом! Сколько людей подтверждает эту расхожую истину. Вот и Юрий Ашотович, не довольствуясь своими деревянными творениями, увлекается рисованием. Теперь стены его трехкомнатной квартиры украшают десятки картин. Среди них есть по-настоящему интересные. Например, портрет бабушки и дедушки, выполненный в силе примитивизма - как бы рукой маленького мальчика. Работа же "Бразильский карнавал" выдает пристрастие автора к импрессионизму. Содержание многих картин связано с театром, музыкой... А теперь о грустном. В жизни, как известно, всему есть место. Год назад с Каграмановым случилась беда. Он упал, как говорится, на ровном месте, зацепившись в собственном доме ногой за палас. И это, ирония судьбы, произошло с человеком, исколесившим полстраны на мотоцикле, отмахавшим в гастрольных поездках тысячи километров на автомобилях, поездах и самолетах! Поистине никто не знает, где подстережет его судьба. В результате - перелом шейки бедра, первая группа и жизнь инвалида-колясочника в четырех стенах. Но Юрий Ашотович, проведя не одну бессонную ночь в воспоминаниях, как-то подумал, что прожил он жизнь интересную, разную, местами крутую. Много известных людей были с ним бок о бок в минуты радостные и горькие. Почему бы не написать об этом книгу? Все лучше, чем глазеть в телевизор или окно. С новой своей идеей Каграманов как будто снова ожил. Он стал по-прежнему весел: с кем-то перезванивается, что-то ищет в архивах и пишет, пишет... Показал фрагменты написанного жене, затем знакомым. Они в один голос: "Попробуй опубликовать. Честное слово, это может быть интересно многим!" Они правы, конечно. Книга воспоминаний старого музыканта может быть интересна тем, кто знает его лично, кто был в те годы рядом, о ком в книге упоминается. Кроме того, она может найти читателей среди тех, кому интересен человек, который не замыкается на себе, своей семье, на каком-то своем единственном деле. И Юрий Ашотович стал искать спонсоров. На первых порах помощь пришла от Петра Нахмановича и Леонида Пахуты: они привезли Каграманову компьютер, и теперь его рукописный труд хранится на современной дискете. Вроде бы уже есть договоренность об издании книжки в долг (под будущую выручку с продажи)... Дай-то Бог. Но только время покажет, сбудется ли и эта мечта неуемного, азартно живущего человека.
Зоя ПЕТРОВА
|
|
Барабаны Мира
|