Фестиваль "Барабаны Мира" - 2004 - издание "Джаз-квадрат"
Мы барабаним, чтобы жить!
С 3 по 6 сентября на турбазе «Мир», что недалеко от посёлка «Прибрежный»,
прошел уникальный музыкальный фестиваль под названием «Барабаны мира».
Инициаторы и организаторы мероприятия – участники «Шоу барабанов мира»
- тольяттинцы по месту жительства и люди мира по своей сути.
Школа «Барабанов мира» существует уже год. Марина Ерофеева – человек,
благодаря которому город стал музыкально богаче. Однажды, увидев выступление
выдающегося перкуссиониста и участника многих фестивалей Танцев Всеобщего
Мира (Universal World Dance) Грегори Лонга, она загорелась созданием школы
этнических барабанов.
- Как только возникла идея, очень быстро нашлись условия для ее реализации:
появились помещение, деньги, заинтересованные люди. Очень помог Валерий
Кокшин, руководитель школы боевых искусств «Союз», который выделил нам
помещение и подарил школе первый барабан.
- Правда, погода на этот раз подвела. Несколько часов ушло, чтобы добраться
от теплой кровати до нестиранных веками матрасов в отсыревшем домике.
Однако низкие, как будто проникающие вглубь, звуки этнических барабанов
заставили забыть все неудобства.
Приехав на турбазу, я очень удивилась совсем небольшому количеству народа.
Видимо, наши любители музыки («меломанами» их назвать язык не поворачивается)
испугались испортившейся погоды. На улице в эти дни стояло около +10.
Пустоту, в основном, заполняло тольяттинское «Шоу барабанов мира». Играли
много и красиво. Заодно, представили слушателям свежачок – свой первый
(они же говорили – новый) альбом. Эти начинающие музыканты показали всё,
на что способны. Пару раз вход пошли даже пластиковые пятилитровые бутылки
из-под воды – самый экстравагантный и шумный номер «Шоу».
В субботний вечер окоченевшую аудиторию порадовали хорошим чаем. Церемонию
проводил специально приглашенный гость. Переодевшись в интересный восточный
костюм, под музыку, совершая плавные движения, он, не спеша, угощал всех
присутствующих.
Звездой фестиваля стал Ян Бедерман – важная фигура в музыкальном мире,
человек, играющий на саксофоне, флейте, множестве этнических инструментов,
прекрасно владеющий своим голосом. А еще он по своему собственному определению
– ЖПЗ (что расшифровывается Житель Планеты Земля). Три года назад в Москве
музыкант создал “Ian Bederman Project”, или «Оркестр интуитивной музыки».
С тех пор выпущено два альбома, готовятся ещё четыре диска. Кроме того,
вышли в свет два DVD, где запечатлены фрагменты концертов группы и живописные
пейзажи, снятые при участии коллектива в Гималаях и горах Алтая. Как сказал
Ян, это своеобразный диалог с природой.
«Оркестр» успел выступить три раза. Сложно передать, что творилось на
этой заброшенной турбазе, где даже огромной страшной печки не хватало,
чтобы согреть всех присутствующих. Хотя, про холод в эти моменты все,
конечно, забыли. Звуки глубоко вонзались в сердца, хотелось пуститься
в бешеный шаманский пляс. Кульминация каждого выступления: играет, стучит,
поет каждый. Всем раздают инструменты, которые в руках неопытных, ранее
не видавших подобные приспособления, превращаются в самую настоящую музыку.
Потому, что она идет прямо из души. Этого состояния сложно избежать -
оно захватывает. Танцы, истерические подергивания, постукивания, покрикивания.
Короче, полный экстаз.
В промежутках между выступлениями и чайными церемониями, Ян Бедерман с
удовольствием бросался в цепкие руки журналистов. И я не упустила этой
возможности. - Ян, что для вас музыка?
- Всё! Жизнь! Разделений здесь нет. Ведь музыка – это всё, что вокруг
нас. Это не только, что мы исполняем, это и общение между людьми. Она
вмещает всё, даже любовь. - Выступление «Оркестра» – это импровизация?
- Да. Мы никогда не репетируем. Это состояние души. Кто-то говорит словами,
а кто-то звуками. - Не чувствуете ли вы себя выше слушателей?
- Я считаю, что это нормальное состояние любого выступающего. И до этого,
кстати, очень легко докатится. Когда играю, я ощущаю глубокую радость,
всепричастность. Всё, что мы не испытываем в обычной, иллюзорной жизни,
начинает подниматься. В том числе, и страх, с которым во время игры ты
начинаешь соединяться. Он отдает всю свою силу. Проще говоря, это измененное
состояние сознания. То, что люди достигают, например, алкоголем, можно
достичь музыкой.
Помню фестиваль в Нефтюганске. Лозунг мероприятия был «Музыка против наркотиков».
Когда приехал, я попросил снять афиши и переписать «Музыка вместо наркотиков».
Сделали это для того, чтобы не отпугнуть наркоманов. Так, зал оказался
полным, причем половина слушателей была определенно «под кайфом». Минут
пятнадцать они сидели, ничего не понимая, в своем обычном состоянии. А
потом что-то изменилось, и я увидел нормальные человеческие лица. После
концерта даже подходили, спрашивали, куда можно пойти лечится от привязанности
к наркотикам.
Здесь задача состоит в том, чтобы открыться миру. И это самое страшное.
Ведь тогда появляются неизвестные тебе сигналы, процессы. Главное, нормально
к ним отнестись.
На самом деле, сегодняшнюю жизнь жизнью назвать нельзя. Это выживание.
Все живут с мыслью о том, что потом все будет хорошо. А «потом» не будет.
Музыка – это способ самореализации. С ее помощью можно выйти на совершенно
другой уровень. - Скажите, вы бы согласились выступить на джазовом фестивале в
Тольятти?
- Конечно. Вы только позовите.
- По мнению идейного вдохновителя и одного из участников «Шоу», Валерия,
фестиваль удался, несмотря на небольшое количество слушателей. В этом
плане организаторы не возлагали огромных надежд. Всё-таки любителей подобной
музыки в Тольятти немного.
- Фестиваль прошел бы в любом случае. Неважно, сколько людей слушают нас
сейчас. Мы играем и нам это нравится. Тем более, что своим присутствием
нас порадовали коллеги из Самары, Подмосковья, Нижнего Новгорода. Я уж
не говорю о таком счастье, как визит Яна Бедермана, в которого я просто
влюблен. - А есть ли нехватка людей в стенах «Школы»?
- Людей хватает, но я лично ожидал видеть больший наплыв. Казалось бы,
это интересно, более того, это необходимо. Ведь, когда играешь, испытываешь
что-то, ради чего стоит жить. Отстукивая ритмы, я чувствую себя человеком,
а не механизмом, который живет в привычке. Музыка – это своеобразный оживляющий
принцип. Именно поэтому хочется видеть в наших рядах больше новых лиц.